Интересный случай предложения партнёрства случился недавно с одним из моих клиентов. Речь здесь пойдёт не о каких-то непонятных плагинах и модулях, а о том, как нужно быть внимательным и смотреть в будущее, чтобы со временем не потерять свой бизнес частично или целиком.
Вводные данные
У моего клиента сайт с картой, на которую аудитория около 10000 пользователей ставят метки и поддерживают их в актуальном состоянии. Сайт растёт по ИКС (индексу качества сайта по версии Яндекса), растёт аудитория. Сайтом пользуются в том числе водители, дальнобойщики и т.д. - в пути просматривают нужные для себя метки.
Для автомобилей существует огромное количество самых различных навигаторов, трекеров и других устройств, которые отличаются от привычного многим приложения на телефоне. Они позволяют отслеживать грузовик в пути, прийти ему на помощь в случае чего, рассчитать расход топлива и многое-многое другое. Технически многие из этих устройств представляют собой специализированную версию обычного планшета, заточенную под бизнес-функционал. Эти устройства чаще всего работают на базе Android и соответственно сторонние разработчики могут писать для них дополнительные приложения. А также существуют платформы-провайдеры приложений для специфических отраслей. Вы купили навигатор, купили подписку на приложение для него и ваш навигатор стал ещё круче. Такой подход используется во многих сферах: кассовые аппараты (Эвотор), те же навигаторы (Виалон) и т.д. Это большой самостоятельный рынок.
И вот мой клиент познакомился с боссом одной из компаний, которая занимается разработкой таких приложений для навигаторов. На рынке компания существует давно, доверие к бренду есть, есть хорошие большие реализованные кейсы. Босс компании предлагает хорошую идею: сделать приложение для навигаторов, которое добавляло бы метки с сайта моего клиента прямо в навигаторы водителей, следило бы за их обновлениями. А водители в свою очередь могли бы прямо из навигатора добавлять метки на сайт.
Безоблачное будущее: довольная аудитория растёт, платит за подписку. Все счастливы.
Суровая реальность: для того, чтобы данные "съел" планшет-навигатор их нужно предварительно обработать. Ко мне как разработчику сначала пришёл запрос на то, чтобы просто предоставить возможность выгрузки данных с сайта программным способом, а потом и добавление - несложное API. Вроде типовая задача, ничего в ней такого нет, бери да делай... Но выяснился нюанс.
Но выяснился нюанс...
Схема работы, которую предлагал босс компании была следующей: сервер компании забирает раз в сутки у нас данные, обрабатывает их и отдаёт через Виалон или других провайдеров конечным пользователям (см. картинку 1). Всё, что добавляют водители - идёт на сервер компании босса, а потом к нам, но сразу, в момент добавления.
Таким образом сервер босса выступает "прослойкой" между сайтом моего клиента и конечными потребителями - водителями. Так же интересен тот момент, что босс сказал примерно следующее: "Мне не интересно просто за 1 миллион создать приложение. Я этот миллион отдам программистам". И далее речь шла о том, чтобы стать бизнес-партнерами, получении доли и т.д.
В партнёрстве всегда есть зависимость партнёров друг от друга. Каждый занимается своим направлением в общем бизнесе. Однако, какие риски возникают именно в этой ситуации? Постепенно у "прослойки" будут скапливаться всë более полные и актуальные данные, которые будут заполняться водителями через созданное приложение, а не через сайт как сейчас. Поскольку через приложение водителям будет явно удобнее и быстрее добавлять и удалять метки с карты - аудитория сайта постепенно перейдёт на работу с приложением. На сайте трафик будет падать. Никто не может помешать создать полную копию приложения, с измененным названием, логотипом и расположением кнопок и подключить его к той же базе. А затем, добавить какие-то ещё фишки так, чтобы пользоваться другим приложением было выгоднее, чем приложением моего клиента.
В этом мне увиделся большой РИСК ПОЛНОЙ ПОТЕРИ активной аудитории сайта за несколько месяцев - в течение года после запуска приложения для устройств-навигаторов водителей.
Как этого избежать? Привязать конечных пользователей к себе, без "прослойки". "Прослойка" должна выступить только в виде исполнителя по созданию приложения и дальнейшей его поддержке. По итогам работы предоставить файлы с исходным кодом, залить на гитхаб в приватный репозиторий моего клиента или что-то такое. Обработку файлов для навигаторов должно вести на серверах моего клиента.
Выкачивать обновления устройства водителей должны с серверов моего клиента. Аккаунты водителей, с платёжной информацией, продлением подписки и т.д. - должны быть на серверах моего клиента. Но этот вариант был не интересен боссу компании.
Когда не знаешь человека вроде не принято изначально подозревать его в чём-то плохом. Да и босс компании (по словам моего клиента) говорил много разумных и полезных вещей о дальнейшем развитии. Была даже личная встреча моего клиента с боссом компании и его помощницей. В целом разговор был сдержанный, в деловом тоне, на прямо поставленные вопросы были даны ответы.
Мой клиент прямо спрашивала: "Я вам зачем?". Босс компании с помощницей признали, что есть риск перетекания аудитории в приложение и утверждали, что не собираются уводить её (аудиторию) у моего клиента. Договорились продолжить обсуждение сотрудничества, но больше никто никому не писал. Когда есть подобный риск - с обеих сторон видимо было понимание, что это лишний соблазн и повод для недоверия уже на старте как минимум. А может быть это и был настоящий ответ на вопрос.